Джозеф Алессио
Гранж, граффити и эпоха Дэвида Карсона в
90-х привели к массовому возрождению интереса к типографике. Мы видели
множество дизайнеров и артистов, построивших карьеры на создании шрифта или
леттеринге, и упоминание типографики в списке наших знаний и умений стало
обычным делом.
К сожалению, как и со всякой волной
популярности, вместе с новым интересом пришло множество недопониманий в области
некоторых терминов и концепций, которые мы используем. Эта статья поможет вам
лучше понять, что является типографикой, а что нет. И почему.
Одним из довольно распространённых
примеров будет мириад постов в блогах, утверждающих, что демонстрируют
"ручную типографику" - я даже видел, как подобное говорили
университетские профессора. Хотя фраза и кажется разумной, на самом деле здесь
таится противоречие в терминах – надпись от руки никак не может быть
типографикой! Прежде чем вы начнете бросать в меня свои карандаши и кисти,
позвольте объясниться!
Хотя леттеринг и типографика разделяют
многие концепции, а тренированный глаз и понимание одного позволит вам лучше
разбираться в другом, - это совершенно разные дисциплины. Давайте определим,
как мы понимаем каждый из терминов.
Что такое "типографика"?
Типографика, по сути, это наука о том, как
буквы взаимодействуют на поверхности, что прямо связанно с тем, как шрифт будет
выглядеть, когда начнется печать. Одно из определений гласит: "стиль,
композиция или внешний вид отпечатанного материала", и является продуктом ручного
набора, который большая часть мира использует столетиями. Она связана с типографским
набором и может включать дизайн шрифта. В нашем нынешнем цифровом мире дизайна,
это означает работу со шрифтами на каждодневной основе для большинства из нас.
Типографика, на самом деле, один из видов
леттеринга, поскольку наука о буквах применима и к гарнитурам шрифта. Многие
дизайнеры занимаются печатью в качестве хобби или побочного интереса, что также
использует аспекты типографики или типографского набора, в зависимости от
проекта.
Заготовки книжных страниц
Геррит
Ноордзей,
знаменитый шрифтовой дизайнер и профессор Королевской академии искусств в Гааге,
Нидерланды, с 1960 по 1990 определял типографику как "письмо заводскими
символами". Питер Беляк, основатель Типотеки, замечает, что это
"предполагает полнейшее разграничение с леттерингом, рукописью и граффити,
которые также имеют дело с созданием очертаний букв, но не предлагают
повторяющейся системы для их воспроизведения".
Люди довольно часто называют леттеринг
типографикой, но вы никогда не должны этого делать разговаривая с клиентом.
Типографика может быть использована для логотипа, но так же это может быть и
леттеринг. Ваш клиент может не знать разницы, но вы должны, и это важно -
работать с образованным клиентом. Это требует, чтобы мы общались с ним,
используя верные термины, что делает вещи более понятными для вас и вашего
клиента.
Что такое "леттеринг"?
Леттеринг может быть определен простой
фразой: искусство рисования букв. Многое требуется, чтобы леттеринг выглядел
хорошо, и это совершенно другая тема для беседы, но концепция очень проста:
определенная комбинация букв, созданная для единственного использования и
назначения, что противоположно использованию предварительно разработанных букв
в качестве компонентов, как это делается в типографике. Часто леттеринг
осуществляется вручную, карандашом, графитом или кисточками, хотя некоторые
люди работают сразу в Adobe Illustrator. Гравировка и подобные
искусства так же относятся к леттерингу.
Как типографика не леттеринг, так и леттеринг не типографика. Широко уважаемая артистка, занимающаяся леттерингом, Джессика Хиш произносила речь по этому поводу на конференции Фронтэнд в 2011 году, для тех кто "не понимает разницы между леттерингом и шрифтом", добравшись до относящейся к делу информации и сжатых формулировок где-то к третьей четверти видео.
Как типографика не леттеринг, так и леттеринг не типографика. Широко уважаемая артистка, занимающаяся леттерингом, Джессика Хиш произносила речь по этому поводу на конференции Фронтэнд в 2011 году, для тех кто "не понимает разницы между леттерингом и шрифтом", добравшись до относящейся к делу информации и сжатых формулировок где-то к третьей четверти видео.
Типографика и правда имеет сходство с
леттерингом - она так же работает с буквами, но в контексте гарнитур и их
правильного использования. Так что не стоит путать типографику и леттеринг - вы
же не хотите смущать клиента, смешивая термины. Повторюсь, аккуратность в
терминологии - важный элемент любой профессии и дизайн не является исключением.
Различия и сходства
Визуальные концепции типографики и
леттеринга в основном одинаковы. Трекинг, насыщенность и контраст - правила,
которым мы следуем, зная, что работает, а что нет - все это по-прежнему
применимо. Тем не менее, термины часто отличаются. Для пространства между двумя
строчками печатного текста мы используем термин "интерлиньяж" (или “межстрочный
интервал” в компьютерной верстке), ссылаясь на пропуск, который делается между
строками. Та же концепция применяется к леттерингу, но называется просто
"межстрочный пробел".
Касса прописных букв
Интервал между буквами тоже важен, и
недостаточное внимание к нему привело ко многим примерам плохой типографики,
что мы видим сегодня. Работая со шрифтом, мы называем настройку горизонтального
интервала между символами "кернингом", но это осовремененное понимание
термина. В печати керн - часть глифа, выходящий за пределы блока, на котором
отлит символ, например границы буквы "f" на рисунке ниже.
Кернированная буква "f"
В леттеринге, как бы то ни было, избегают
использовать термин "кернинг". Мы предпочтем сказать, что
пространство между "A" и "V" нужно подтянуть, вместо
того, чтобы сказать "откернинговать".
Типографика много где используется, от
названий, до основного текста, большинство ее назначений совершенно не
интересует тех, кто занимается леттерингом. Леттеринг почти исключительно
используется для демонстрации текста - представьте себе несколько параграфов
текста леттерингом вручную! Калиграфия гораздо больше подходит для длинных
пассажей. Хотя калиграфия и леттеринг, опять же, связаны, существует
фундаментальное различие между ними, на которое я хотел бы указать.
Каллиграфия основывается на почерке, по
сути это "пишем буквы". Леттеринг, с другой стороны, основан, скорее,
на черчении, т.е. "рисуем буквы". Стойкие каллиграфы и переписчики
известны своими работами с такими книгами, как Библия, которые и сами по себе
являются невероятными произведениями искусства, но то была работа всей жизни, а
для практических целей мы пользуемся печатью. Фух!
Иллюминированный леттеринг в Евангелие из Линдисфарна, из Евангелия от Марка.
Разница, в современном цифровом веке,
временами теоретическая, но практическое значение огромно - кто хочет вручную
переписывать 500 страниц!
Однако некоторые упорные каллиграфы
взялись за монументальные проекты, такие как библия святого Иоанна, современный
манускрипт, полностью переписанный и иллюминированный - каллиграфический термин
для украшения - вручную. Проект занял 13 лет, от заказа до завершения, в нем
использовались традиционные техники, такие как перо и ручное золочение страниц,
а стоимость его оценивалась в 8 миллионов долларов. Невероятная обширность
этого проекта стала доказательством красоты традиционных техник, но также и
отражением того, насколько печать и типография изменили мир.
Исторически говоря
Искусства леттеринга и каллиграфии существовали с незапамятных времен. Устные языки быстро вырабатывали письменные системы, которые затем использовались для коммуникации через более долгоживущие средства, чем речь. Леттеринг и каллиграфия развивались бок о бок вместе с другими связанными с буквами искусствами, такими как гравировка. Мы можем проследить этот процесс от Розетского камня и римских надписей до рукописей, упомянутых выше. История дарит нам нескончаемое количество примеров леттеринга и каллиграфии: пером, карандашом, кисточкой или долотом.
Традиционная китайская каллиграфия.
Хотя очень немногие люди могли читать, а
письменность была прерогативой монастырских и королевских писцов во времена
Средних веков в Европе, до нас дошли некоторые выдающиеся работы того периода.
К сожалению, мы часто пропускаем прекрасные каллиграфические и леттеринговые
работы, созданные в Азии и на Среднем Востоке, где художественное образование
было куда доступней. Как каллиграфия, так и леттеринг процветали в восточной
части мира и продолжают оставаться источником вдохновения сегодня.
Каллиграфия в соборе Святой Софии, Стамбул
Когда Иоганн Гутенберг построил свой
печатный пресс около 1439 года, концепция типографики, которая развивалась не
торопясь, была революционизирована. Система подвижных шрифтов, монотип и линотип
дали миру практическое решение печатного вопроса. Это сделало типографику
такой, какой мы знаем ее сегодня, с кернингом, интерлиньяжем и другими
терминами, используемыми в наше время. У каждой буквы есть блок, на котором она
находится и печатники размещают шрифты символ за символом.
Библия Гутенберга. Обратите внимание на черные буквы типографики и леттеринговые первые буквы абзацев, шрифт имитирует каллиграфический стиль Германии тех времен
Типографика была, и остается, в основном
навыком правильного размещения шрифта. Это было очень времяёмким процессом и
люди постоянно искали метод его ускорения и увеличения выпуска продукции.
Стандартизировав методы размещения глифов на их позициях, печатники добились
того, что они могли быть запомнены и выбраны типографистом без раздумий. Отсюда
произошли термины для наборных касс прописных букв и строчных, потому что
прописные буквы, обычно содержащие заглавные, а строчные - минускулы, раньше
хранились в одной большой кассе, но, по мере развития типографики, разделились
на две.
Схема расположения касс.
Оставив типографику на данной точке
развития, я прослежу прогресс леттеринга и каллиграфии. На протяжении периода
экспериментов с печатью, каллиграфия по-прежнему играла огромную роль в
коммуникации и образованный человек мог писать от руки таким образом, что
аккуратность и красота его почерка изумляют нас по сей день. Орнаменты, верхние
и нижние выносы свивались в изумительные узоры, временами делая нечитаемым сам
текст.
Образчик каллиграфии. Жан ван де Велд, Амстердам, 1609 год.
Леттеринг и каллиграфия следовали за
культурным развитием, покинув эпоху рококо и упростившись в начале XIX столетия, только чтобы
снова расцвести орнаментами в викторианскую эпоху и время цветочных изгибов ар-нуво.
Миры шрифтов и леттеринга постоянно пересекались. Многие люди, такие как
Освальд Купер, добивались уважение за их леттеринг и нанимались шрифтовыми
литейными для разработки новых гарнитур.
Титульные страницы из германских авангардных журналов "Dekoratitive Kunst" и "Pan", примеры леттеринга во времена движения ар-нуво.
Леттеринг стал особенно популярен при ар-деко
и модернизме, появляясь на постерах и рекламах, логотипах и книжных обложках.
Относительно недавнее искусство кинотитров также предоставляет нам широкий
выбор стилей леттеринга в XX столетии. Из эпохи модерна,
через вторую половину XX века, леттеринг
претерпел множество изменений - органические стили 70-х, новый модернизм 80-х,
и вышеупомянутые гранжевые 90-е - приводя нас к нынешнему положению дел,
шведскому столу, на котором можно обнаружить примеры каждого вообразимого
периода. Дизайнеры вроде Герба Любалина и Дойалда Янга, гиганты леттеринга,
оставили колоссальное наследие для нас.
Леттеринг Герба Любалина с адресом его студии.
Здесь я снова вернусь к теме типографики.
Развитие техник в XIX столетии продолжалось,
печать играла важную роль в мировой истории, как, например, публикации Бенджамина
Франклина и Томаса Пайна, ставшие инструментами Американской революции.
Тем временем многие изобретатели пытались
и проваливались в создании практичной типографической машины. Отмар Мергенталер преуспел и построил
линотипный станок в 1884 года, что привело к революции в газетной индустрии. Я
не буду больше распространятся здесь об этом, но если вас интересует история
типографики, очень рекомендую посмотреть документальный фильм
"Линотип". Это не проплаченная реклама, мне просто очень понравилось
кино и может быть вам оно тоже покажется любопытным.
Линотипная машина.
Линотип был только одной из машин,
созданных для ускорения печатного процесса, и хотя некоторые люди до сих пор
устанавливают шрифты вручную, индустрия в целом меняется, внедряя все более
быстрые и совершенные техники. Типографика использовалась различными течениями
искусства, начиная с дада и модернизма и дальше, продумывая каким образом и
какой шрифт может быть использован так, что бы ему была придана выразительность
и значение. По мере развития печати, экспериментальной и традиционной, техника
добралась до фотопечати и здесь начинается цифровой век, где мы себя и находим.
Типографика, как направление, выглядит совершенно иначе, чем 50 лет назад.
Вместо установки металлических шрифтов и закрепления их в формах, мы используем
панельки в Illustrator или InDesign для керна, интервалов и
выравниваний нашего шрифта.
Леттеринг тоже перебрался в цифровой
формат, в котором мы выполняем большинство наших работ. Многие артисты, тем не
менее, пользуются старым "ламповым" методом ручного леттеринга.
Леттеринг Тома Лейна для "Hook & Irons".
Цифровое смешение стало основной причиной
неразберихи с леттерингом и типографикой, поскольку часто они создаются в одних
и тех же программах - разница между ними больше не заключается в разнице между
кистью и типографским станком, или чертежным станком линотипной матрицей. Как
бы там ни было, леттеринг и типографика по-прежнему разные концепции, а их
понимание, вместе с различиями и сходствами, делает нас лучшими дизайнерами.
Начиная собственный ручной леттеринг
Начало занятия леттерингом может
показаться несколько устрашающим. Очертания букв, которые мы так часто видим,
могут оказаться очень сложными для рисования. К счастью, существует множество
хитростей и трюков, которые помогут вам познакомиться с процессом и научиться
тому, как создавать приятные глазу композиции.
Калькирование
Возьмите кальку и распечатайте образцы
хорошо известных шрифтов. Скопируйте их несколько раз, давая вашей руке
привыкнуть к линиям, которые дизайнеры так тщательно разрабатывали и
перерабатывали, пока они не стали совершенны. Для начала можно попробовать с
хорошо известной и уважаемой классикой, вроде Гарамонда и Каслона или
относительно недавних работ, как Окей Шрифт Харриет. Избегайте пользоваться
бесплатными шрифтами, поскольку они частенько плохо выполнены и могут стать
плохим примером. Калькирование позволит вам натренировать глаз и руку,
используя работы мастеров.
Чтение
Читайте с жадностью! Я привел несколько
ресурсов в конце статьи - книги, блоги и другие ресурсы. Знание - сила, а
понимание принципов, лежащих за дизайном шрифта и гарнитурами, поможет вам
"набить" глаз.
Фото-сафари
Если вы живете рядом с городом с
историческими районами или старыми зданиями, возьмите за привычку проводить
несколько часов на выходных, прогуливаясь по ним и отыскивая примеры хорошей
типографики или леттеринга. Вы можете найти замечательные образцы. Часто можно
найти надписи на кирпичных стенах старых фабрик или магазинов. Используйте их
фото, чтобы рисовать в историческом стиле леттеринга.
Используйте линейку, но не используйте линейку
Занимаясь леттерингом, вы обнаружите, что
идеально ровные буквы часто не выглядят "правильно". Рисуйте
вспомогательные линии, чтобы вам проще было рассчитывать нажим и наклон в вашем
леттеринге, но верьте скорее глазу, чем линейке, если что-то выглядит не так.
Это особенно справедливо, если вы используете изогнутые линии. Помните, вы
делаете это, чтобы показать, а не промерить, так что восприятие важней
геометрического совершенства.
Заключение
Надеюсь, эта статья о леттеринге и
типографике расширила ваши знания о дизайне и в дальнейшем поможет вам развить
навыки. Леттеринг и типографика, такие похожие, но такие разные, являются
огромной частью дизайна и потому заслуживают полного понимания.
Ресурсы
Здесь несколько источников, которые мне
показались особенно полезными. Они затрагивают и леттеринг и типографику.
Книги:
Dangerous Curves, Doyald Young
Scripts,
Steven Heller and Louise Fili
Typography
Sketchbooks, Steven Heller and Lita Talarico
Designing
Type, Karen Cheng
Сайты:
Typeverything
Calligraphica
I Love
Typography
We Love
Typography
Beautiful
Type
Портфолио:
Simon
Walker
Claire
Coullon
Dan
Cassaro
Комментариев нет:
Отправить комментарий